Ты имеешь
                                                             ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО …
 
   В сегодняшней российской действительности право гражданина на информацию продолжает оставаться самым нарушаемым. Причина этого не только в том, что законодательство не регулирует чётко процесс реализации этого права, но ещё и потому, что нарушение этого права не кажется правоохранительным органам, да и зачастую самим гражданам, чьё право нарушается, самой опасной формой посягательств на гражданские права. Такие нарушения, как правило, не влекут сколько-нибудь ощутимого материального ущерба, и мало найдется желающих отстоять своё право на получение информации через суд в связи с несоизмеримостью судебных издержек и незначительности нарушенного права. Все это вызывают потерю времени и нервов, раздражение граждан, и создают ощущение полного бездействия закона и безнаказанности чиновников.
   При обращении в официальные инстанции за получением информации часто приходиться слышать: "Мы не уполномочены и не обязаны давать такую информацию и отвечать на ваши запросы". "Предоставим эту информацию только по решению суда". "Обращайтесь в юридическую консультацию".  Часто бывает и так, что отказ в предоставлении информации представителями государственных органов вообще никак не объясняется. Большинство граждан либо "машут на все рукой", либо вынуждены платить за услуги юриста,  который хоть что-то им сможет объяснить или поможет обратиться в суд. В последнем случае гражданин вынужден действовать "вслепую" и тратить свои деньги, не будучи сколько-нибудь уверенным в конечном результате. Такое положение дел создает потенциальную возможность для нарушения всех других прав. Да, и вообще делает невозможной нормальную цивилизованную жизнь.
 
Какими же нормативными актами регламентируются право на предоставление информации?
 
   В соответствии со Статьей 31 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" пациент имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему лично, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
   В соответствии со Статьёй 31."Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" пациент имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны. Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну.
 
                                                                      
Ст. 24 Конституции РФ
 
   Устанавливает право доступа лиц к документированной информации, которая непосредственно затрагивает их права и свободы: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом". "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом" (п.3 ст.29 Конституции РФ).
 
                 
Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" (ред. 2003)
 
    Статья 14. Доступ граждан и организаций к информации о них.
1. Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.
2. Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4. Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке.
 
                                                     
Кодекс об административных правонарушениях РФ
 
   Ст. 5.39 устанавливает ответсвенность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
   Ст. 13.11 - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечёт за собой наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
                                                                      
Уголовный кодекс РФ (ред. 2006)
 
    Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации. Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.
 
                                                                
Закон Российской Федерации от 27.04.1993 года
                        "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"
 
   Устанавливает: "Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах".
 
                                                                      
Но что ты будешь с ним делать …
 
   Несмотря на существующие в настоящее время проблемы, связанные с порядком реализации гарантированных прав на информацию, мы хотим предложить Вам некоторые рекомендации, которые на наш взгляд несколько облегчат Ваши попытки получить необходимую информацию. Определите, от какого учреждения (органа, организации) вам необходимо получить нужную информацию (документ с соответствующими разъяснениями). Выясните относится ли этот вопрос к его компетенции. В противном случае спустя месяц вы рискуете получить ответ о том, что обратились не по адресу. Обращаться надо лучше письменно, чтобы у соответствующего должностного лица возникла обязанность дать ответ на Ваше обращение, в противном случае всё может ограничиться лишь душевной беседой, которая никого ни к чему не обязывает. Для этого выясните точный адрес учреждения, должность, фамилию его руководителя, телефоны канцелярии, место и часы приема корреспонденции, а также установленные сроки ответа на запросы и письма и каким документом эти сроки установлены. Не забудьте указать на письме-запросе свой обратный адрес, иначе ответ не придёт.
   Попытайтесь направить письмо-запрос через канцелярию. Настаиваете на том, чтобы при приеме запроса поставили штамп с датой и входящим номером на втором экземпляре письма. Если это действие отказываются совершить, лучше отправьте письмо по почте заказным отправлением с уведомлением о вручении, так как если вы просто отдадите письмо, сложно потом будет доказать, что вы его вообще направляли. Спросите, куда звонить для контроля за исполнением вашего письма-запроса. Через несколько дней позвоните и узнайте, кого назначили исполнителем по вашему письму-запросу, а также фамилию и телефон вышестоящего руководителя исполнителя, чтобы у вас была возможность, контролируя действия исполнителя, обратиться к его руководству в случае проволочек с исполнением (что и следует делать, если таковые возникнут).
 
                                                                        
Если говорят, что нельзя …
 
   К сожалению, очень часто при направлении требований о предоставлении информации происходят случаи, когда в результате недобросовестного отношения к исполнению обязанностей, превышения служебных полномочий, а иногда и открытого неуважения к нормам законодательства со стороны отдельных должностных лиц граждане вынуждены обращаться с жалобой на отказ в предоставлении информации. Порядок подачи и разрешения жалоб может носить как административный, так и судебный характер.
   При обжаловании в административном порядке жалоба подаётся в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и лица, действия которых обжалуются. В случае, если гражданин не знает или не может установить конкретных должностных лиц, по вине которых были нарушены его законные права и интересы, жалобу следует подавать на имя руководителя органа (организации), в непосредственном ведении которого находится сфера деятельности по обжалуемому вопросу. Жалоба на отказ в предоставлении информации может быть подана как в письменной, так и в устной форме. Но на устные жалобы, как правило, и ответы даются в устной форме, в связи с чем рекомендуется всегда оформлять жалобы в письменном виде. Кроме того, в случае непринятия мер по жалобе, а также в случае отказа в её удовлетворении гражданин вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в вышестоящий орган или в суд, и тогда понадобится письменный ответ на нее либо иные доказательства обращения с жалобой в установленном порядке.
   Письменная жалоба на отказ в предоставлении информации подается в том же порядке, как и письмо-запрос. Общий срок для рассмотрения жалобы установлен 1 месяц со дня поступления в органы, обязанные разрешить поставленные в ней вопросы по существу. В случаях, когда для рассмотрения жалобы необходимо провести специальные проверки, которые не могут быть проведены в течение вышеназванного срока, срок на разрешение жалобы может быть продлен руководителем соответствующего органа, но не более чем на 1 месяц. О продлении срока разрешения жалобы письменно уведомляется лицо, подавшее жалобу.
   О принятом решении в письменном виде сообщается лицу, подавшему жалобу на отказ в предоставлении информации. Ответ на жалобу оформляется со ссылкой на законодательство РФ и иные нормативные правовые акты.
 
                                                                        
Используйте все возможности
 
   С жалобой на отказ в предоставлении необходимой информации можно обращаться в специально предназначенные для контроля за соблюдением законности органы - прокуратуру. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре РФ"  жалобы, содержащие сведения о нарушениях законодательства РФ, могут быть направлены на разрешение в органы прокуратуры, которые рассматривают и разрешают их в общеустановленном порядке. Отсутствие прямой заинтересованности со стороны этих органов в разрешении спора обеспечивает возможность эффективного и быстрого разрешения возникшей у Вас проблемы с получением информации.
 
                                                                  
Мгновения, растянутые в столетия
 
   Если не удалось решить вопрос о предоставлении необходимой информации через вышестоящую инстанцию или органы прокуратуры, Вы вправе обратиться в суд с требованием обязать орган, организацию или должностное лицо предоставить требуемую информацию. Это высшая инстанция, которая ставит точку в разрешении любого конфликта или спора. Главная задача суда обеспечить восстановление законности в соответствии с законом и предоставленными участвующими в споре лицами доказательствами, но, к сожалению, делает это не всегда своевременно и быстро. Прибегнуть к помощи суда при истребовании необходимой ему информации гражданин может двумя способами:
- направить отдельную жалобу в суд на действия органа, организации или должностного лица, отказывающего в предоставлении информации.
- сделать это в рамках заявления, направляемого в суд, с другими исковыми требованиями, указав, что истребуемая информация выступает в качестве доказательства предъявляемых требований.
   Законодательством определены конкретные сроки на судебное обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Срок составляет 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. В случае, если гражданин ранее обжаловал данные действия (решения) органа или должностного лица через вышестоящую инстанцию, данный срок установлен в 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если на неё не был получен письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
   К жалобе необходимо приложить квитанцию об уплате государственной пошлины (15% МРОТ). Суд по просьбе заявителя может освободить его от уплаты государственной пошлины или уменьшить её размер. Установив обоснованность жалобы на отказ в предоставлении информации, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным и обязывает ответчика предоставить требуемую информацию. Кроме того, суд определяет ответственность органа (организации), должностного лица или государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. Суд по просьбе обратившегося гражданина может принять также решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесённых ему незаконными действиями. Например, в связи с этим Вам была задержана выплата пособия или субсидии. В этом случае суд обяжет нарушителя выплатить неполученные Вами суммы.
   Следует подчеркнуть, что даже если обжалуемые гражданином действия будут признаны законными, но будет установлено, что до обращения в суд гражданин обращался с жалобой в вышестоящий орган - и жалоба была оставлена без ответа или ответ на неё был дан с нарушением предусмотренного законодательством срока - судебные издержки возлагаются на орган (должностное лицо), действия которого обжалуются.
   Кодекс об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушения прав граждан на информацию: неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, несвоевременное её предоставление, либо предоставление неполной или заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда
(ст. 5.39 КоАП).
 
   
Пермский региональный правозащитный центр.