Пациент 2
 Новые Известия, 13 мая 2010 г.
 
Президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский: «Вводить платные услуги в поликлиниках – незаконно»
 
Как уже сообщали «НИ», на днях президент России Дмитрий Медведев все-таки подписал
Закон о реформировании бюджетных организаций. В результате одними из первых под удар могут попасть поликлиники и больницы.
 
О том, во что реформа, переводящая государственные медучреждения на коммерческие рельсы, превратит медицинскую помощь, придется ли россиянам платить за каждый укол, а также какими именно способами поликлиники начнут наживаться на больных, в интервью «Новым Известиям» рассказал президент Лиги защиты прав пациентов Александр САВЕРСКИЙ.
 
– Как вы в целом оцениваете вводимые в законодательство изменения?
 
– Само по себе начинание, о котором идет речь, – вещь полезная, потому что позволит объединить все денежные потоки и сформировать единый полный тариф. Учреждениям будет намного легче дышать: ведь раньше число источников финансирования могло превышать полсотни. Однако закон, такое ощущение, сделан без какой-либо помощи грамотных юристов. Прежде всего, он
противоречит Конституции, по которой медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Помимо Конституции, закон не соответствует еще многим нормативным актам, это отмечала и Генпрокуратура. На коллегии Росздравнадзора в прошлом году представитель прокуратуры заявил, что введение платных услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях незаконно. Я неоднократно высказывался против закона во время обсуждения проекта, когда руководил Общественным советом по защите прав пациентов при Росздравнадзоре. Однако моя позиция не совпала со взглядом ведомства и после пресс-конференции, посвященной изменению типов бюджетных учреждений и новому закону об обязательном медицинском страховании, был подписан приказ о моем смещении с поста.
 
– Как закон скажется на простых россиянах, желающих получить медицинскую помощь?
 
– Проблема в том, что закон был сформирован до того, как было определено, сколько медицинских услуг нужно населению и сколько они стоят. Например, у нас до сих пор 20 министерств и ведомств имеют собственные системы здравоохранения, которые никто никогда не учитывал. Поэтому деньги считаются на 141 миллион наших сограждан, а в действительности немаленькая их часть лечатся в ведомственных больницах. И это не единственный пример возникшей путаницы. Начинаются оговорки: что включать в программу государственных гарантий, а что нет: скажем, обязателен ли рентген при подозрении на пневмонию, какого вида нужен антибиотик для лечения. Естественно, что как только начались разговоры о составлении списка тех же антибиотиков, о бесплатных лекарствах можно будет забыть, ведь дорогие приносят больше выгоды. Врачи будут предлагать только платные лекарства, поскольку гарантированные средства «внезапно кончились». А потом в аптеках по нереальной цене оказывается лекарственное средство, помогающее при гемофилии – фактор свертывания крови VIII, который вообще-то идет только через бесплатную программу дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Также врачи могут сказать, что вы имеете право на бесплатную операцию, но только через полгода. Хотите быстрее – ищите деньги. У нас не существует контрольных сроков оказания медицинской помощи, как за рубежом. Там, если услуги не были предоставлены в течение двух недель, лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) штрафуют либо оно возмещает расходы, которые понес пациент в результате нарушения его прав. Подобной системы у нас нет, обычно ускорение процесса идет через платные услуги. Конечно, не все смогут позволить себе такую «скорую» помощь, так что одновременно возникнут огромные очереди на получение бесплатных медицинских услуг. И вовсе не факт, что гражданин сможет попасть к хорошему врачу в казенном учреждении: автономные организации будут переманивать хороших специалистов к себе, чтобы еще больше увеличить прибыль. В целом же пакет платных услуг будет увеличен. Например, есть госзадание – 900 человек в год, бесплатное лечение сверх нормы означает убытки для больницы. Если ЛПУ обслужит этих людей за полгода, им что, не лечить остальных вообще? Кроме того, ведь уголовную статью за неоказание медицинской помощи у нас еще никто не отменял.
 
– Какие злоупотребления могут возникнуть в медицинской сфере после вступления закона в силу?
 
– Одна услуга может быть оплачена из нескольких источников: из фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), из бюджета (как высокотехнологическая операция), из кармана самого пациента, на деньги муниципалитета, за счет добровольного медицинского страхования (ДМС), на деньги предприятий и так далее. Скажем, операция при катаракте по ОМС стоит 4,5 тысячи рублей, госбюджет на нее дает 17,5 тысячи рублей, а пациенту лично придется заплатить 22 тысячи рублей. И недобросовестное руководство больниц может брать деньги из всех этих источников, просто по-разному оформляя бумаги. Только по данным страховщиков, число таких приписок составляет не менее 30%. Также больницы могут манипулировать соотношением бесплатных и платных пациентов. При этом оборудование закуплено еще в прошлые годы на государственный счет, что позволяет снизить цены в сравнении с частными клиниками. И это, не считая льгот при уплате ЖКХ, аренды и прочего, что не положено «частникам». Кроме того, реформа подразумевает мощнейшую коррупционную схему для чиновников – ведь именно они будут решать, какое учреждение станет автономным, а какое – казенным, кому и сколько денег выделять на реконструкцию.
 
– А ответственность за действия больниц при этом чиновники нести будут?
 
– До последнего времени у нас существовала субсидиарная ответственность, то есть собственник отвечал за подопечных. Пострадавший от врачебной ошибки мог подать в суд, если денег на выплату компенсации у учреждения не хватало, оставшееся выплачивал собственник учреждения, то есть Минздрав. Теперь эта схема будет работать только для казенных учреждений. А для автономных организаций это станет легким путем к банкротству: они смогут выплатить компенсацию стетоскопами и зарплатой врачей. Недвижимостью и ценным движимым имуществом они не могут распоряжаться. А на месте обанкротившейся больницы № 20 будет возникать больница № 20/1, 20/2 и так далее. По сути, в искоренении врачебных ошибок не заинтересованы и страховые компании, у которых нет рисков, зато есть контракт с конкретной поликлиникой или больницей. В результате, например, за 2007 год страховые компании выявили 800 тысяч дефектов медицинской помощи, но при этом поучаствовали лишь в 21 деле на стороне пациента. Больницы штрафуют на копейки, в сумме получаются солидные деньги, а пациенты остаются в неведении – страховым компаниям выгодно не выносить сор из избы. Проще поссориться с десятком пациентов.
В 1978 году советская система здравоохранения находилась на 22-м месте по оценкам ВОЗ по структуре качества и доступности медицинской помощи. Сейчас она на 130-м месте. Я боюсь представить, какова будет ситуация, когда все начнет работать так, как предусмотрено реформой.
 
Анна СЕМЕНОВА